Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора…
В центрах служба медиации имеет основной целью содействие в разрешении семейных споров и детско-родительских конфликтов и популяризацию среди несовершеннолетних цивилизованных форм урегулирования конфликтных ситуаций с участием третьей нейтральной стороны, функцию которой берет на себя работник центра, который специально обучен процедуре медиации.
Работники центров, выполняющие функции медиатора, проходят обучение методам применения восстановительного подхода при урегулировании конфликтов, элементам, техникам и разным формам медиации.
В 2012 году задача создания служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
Типичные способы реагирования на конфликты в организациях:
- Самостоятельные разбирательства, инициированные самими несовершеннолетними;
- Замалчивание;
- Разбирательства с участием представителей администрации организации, родителей, законных представителей, работников центра и т.д.
Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимоудовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник — медиатор.
Медиатор не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к примирению.
Медиатор помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.
Миссия службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму реагирования на конфликтную ситуацию.
Цель службы медиации — развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи службы медиации:
- Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).
- Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди работников центра, несовершеннолетних и их родителей / законных представителей.
Документы, составляющие правовую основу создания и деятельности службы медиации:
Федеральный закон от 27.07.2010 №194-ФЗ
Приказ министерства образования Нижегородской области
Приказ об утверждении документов
Приказ о создании службы медиации
Приказ о создании рабочей группы 2016
Приказ о создании рабочей группы 2017
Программа и план мероприятий школьной службы медиации
Приложение к положению о службе медиации
Буклет правила поведения в конфликтной ситуации
Медиация как способ разрешения конфликтов
Национальная стратегия действий в интересах детей
Паспорт школьной службы медиации
План работы школьной службы медиации
План работы школьной службы медиации на 2017-2018
Правовое обеспечение службы примирения
Официальный сайт Медиация в образовании